✨✨🧙♂✨✨ СКАЗКА на НОЧЬ «СОЛОМЕННЫЕ ШЛЯПЫ». ✨✨🧙♂✨✨
(Читает: Е.М. Чайтанья Чандра Чаран Махарадж)
💥 Я хотел прочитать сказку на ночь — ,,Соломенные шляпы" называется. Это буддийская история-сказка, и она, конечно же, о добре.
И вот, что такое добро, понять бывает сложно. Но вот в сказках это разъясняется просто и привлекательно, и всем интересно слушать.
Проповедь начинается, когда мы сами проповедуем, закладываем эти ценности в детей, именно с осознания доброты. В высшем смысле слова проповедь — это высшая форма благотворительности, высшая форма доброты. Это осознание доброты начинается с простых вещей. Прямо с детства добродетель пробуждается. Это наша задача. Как не терять это понятие?
Заботясь о детях, проповедуя о доброте, мы сами помним эту истину. Мы всю жизнь говорим им о каких-то очень важных ценностях — это шанс для нас также оставаться в добродетели; потому что семейная жизнь без этого, она просто страсть и невежество. Только две гуны там, её природа такова, она материалистична.
Доброта. Я слышал это во Вриндаване. Если мы совершим добродетель, благотворительность, равную размерам этой вселенной, если мы совершим аскезу, равную продолжительности жизни этой вселенной, то это будет всего лишь одна шестнадцатая часть того, если мы кого-то свяжем с Кришной. То есть вот какая благотворительность — сознание Кришны.
☀ «Давным-давно в маленькой деревне жил бедный старик со своей женой...»
Интересная история? Давным-давно это было. Какая-то Пурана. Уже интересно, видите? Любой ребенок заинтересуется. Да и мы тоже скажем: ,,Давным-давно, правда?... А когда?"
И тут даже не написано, когда. Тут нет времени и пространства. Очень давно.
«Старик плёл большие соломенные шляпы на продажу, а его старуха хлопотала по хозяйству».
Ну, обычное дело. Все так живут. Мужчина работает, женщина хлопочет по хозяйству.
«Однажды, в канун Нового года, старушка поняла, что запасов риса совсем мало. В тот день выпал снег настолько глубокий, что они не смогли собрать соломы для шляп. Старушка вздохнула и поставила на огонь воду, чтобы сварить последний остаток риса.»
Видите? Драма начинается. Мы уже волнуемся: "Боже мой, они не умрут с голоду, нет? Бедные старик со старухой... Несчастье там... Риса мало, снег выпал, соломы нет. Шляпы не могут сделать, продать не могут. Видите? Уже переживаем, нет? Вы переживаете? Надо переживать. Надо сострадать же.
«И тут из норки в стене появился маленький мышонок.
— Как хочется есть! — заплакал он.»
У него те же проблемы, смотрите.
Папа-мышь и мама-мышь сказали мышонку: «Потерпи, крошка-мышь. Ты же знаешь, это дом бедняков. В нем редко едят досыта.»
Ну, не повезло нам с кармой. Ну не в том доме родились. У бедных людей родились. Судьба такая, терпи. Терпи, мышонок. В общем, проблема сверху, проблема снизу, видите?
« — Бедный мышонок, — сказал старик. — Мы настолько бедны, что даже мыши у нас голодные".
Вот уж действительно, видите?
«Из жалости он отдал мышам половину оставшегося риса. Они вместе поужинали с мышами.»
Ну кто на такое способен? Преданный только, верно же? Преданный может накормить и мышей прасадом. Он хочет кормить. Правда, есть такое у преданных сострадание, — это желание дать Кришну даже мышам. Они ж трансценденталисты, преданные. Вот старик был таким.
«Следующим утром мыши выбрались из дома, вытоптали снег и принесли огромную кучу соломы.
— Это в благодарность за рис, которым вы поделились с нами прошлой ночью.»
Решили проблему.
«Растроганный старик чуть не заплакал от счастья. Старик и старуха дружно принялись за работу, а мыши им помогали. Шляпы были готовы, и старик отправился в город.»
И там другая проблема. Не думайте, что всё кончилось. Не так всё просто. Нет, проблема ещё не решена.
«Когда дедушка подошёл к окраине, он заметил, что каменные статуи Джидзо...»
Джидзо - это Будда, который защищает простых людей. Такая форма, какая-то особая. Как Патита Павана, да, наверно? То есть, увидел каменные статуи Джаганнатхи, Джидзо.
« ... с головами, покрытыми снегом.
- Наверное, им очень холодно.»
Точно, старик был преданным, смотрите! Он себя с телом не отождествлял. Ведь камню не может быть холодно. Значит, он видел там что-то большее. Так только преданный рассуждает, Божества одевает зимой.
«С этими словами старик снял с головы повязку и осторожно смел снег с каждой статуи.
А в городе царила предновогодняя суета. Все собрались встречать Новый год. Старик, окружённый толпой, кричал: “Прекрасные шляпы! Купите шляпу!”...
Но никто не купил у него ни одной шляпы. Вскоре улицы опустели.»
То есть санкиртана неудачная была. Бывает же такое? Хотя перед Новым годом такого не бывает. Бывает наоборот. Но так случилось.
«Старик побрёл домой. ,,У меня нет ничего, что бы я смог пожертвовать Джидзо", — печально подумал он. В печали старик дошёл до окраины и увидел, что статуи опять запорошило снегом. Он снял повязку с головы и стал сметать снег.
— Я не продал ни одной шляпы, и мне нечего предложить вам. Примите от меня хотя бы эти шляпы от непогоды в праздничную ночь.
С этими словами он надел шляпы на головы статуй. Но последней статуе не хватило шляпы. Тогда старик надел на неё свою повязку.»
Какой это принцип преданного служения? Атма-ниведанам. Последнюю повязку со своей головы. Он всё отдал, всё посвятил, видите? Какая добродетель.
«Когда он пришёл домой, мыши увидели, что у него за спиной нет ни одной шляпы. Они обрадовались, думая, что он продал их все.
— Простите меня, я не продал ничего, — старик рассказал всё, что с ним произошло.
Старуха, послушав, утешила своего мужа: ,,Ты сделал хорошее дело".»
Хорошая жена? Не расстроилась, она наоборот поддержала его: ,,Ты брахмачари всё ещё, конечно, так и не стал грихастхой, но хорошее дело делаешь. Грихастхи обычно жадные, прижимистые, но ты так вот и остался таким брахмачарием. Ну что делать? Сделал хорошее дело". Она поддержала его, видите? Тоже, видимо, прошла брахмачарини-ашрам.
«Вдруг в полночь они услышали громкие крики с улиц.
— Новый год пришёл! Где здесь дом продавца шляп?
Удивительно, что это были голоса статуй Джидзо...»
Джаганнатхи ...
« ... которые сами пришли к дому стариков. Статуи везли с собой сани, по самый верх загруженные всякими продуктами.
— Спасибо вам за шляпы. В благодарность за вашу доброту мы вам оставляем эти подарки, — статуи оставили сани и вернулись на окраину.»
Вот уж удивительно, они что, не могли шляп себе достать, что ли? Если целый воз подарков привезли, видимо, не бедные. А почему так случилось? Вот вопрос у ребёнка возникнет. Они потом так отблагодарили, смотрите. А без шляп стояли.
Это называется преданное служение. Кришна для Себя ничего не делает. Ничего не делает. Всё делают только Его преданные. Он красивый, потому что преданные этого хотят. Он красиво одевается, потому что преданные Его красиво одевают. Это только любовный обмен. Ничего для Себя Кришна не делает. Это любовный обмен. И этому учат и нас.
«Теперь у них было много продуктов, гораздо больше, чем могли съесть старики. Они попросили мышей пригласить других животных в гости и устроили праздничный пир.»
Мы тоже так делаем. У нас все получают благо.
«Затем старик положил в коробочку особые новогодние рисовые лепёшки и отнес их статуям.
— Теперь я могу принести вам подношение. Спасибо вам большое.»
История о преданном служении, о проповеди. А проповедь — это любовный обмен.
(Е.М. Чайтанья Чандра Чаран Махарадж, Беларусь 27. 06. 2019 г.) 🧙♂